Церковь Тамдруп

Церковь Тамдруп — одна из самых примечательных и загадочных церквей Дании. На первый взгляд она напоминает обычную провинциальную церковь раннего Средневековья, расположенную вдали от больших населенных пунктов. Таких церквей в Дании немало. Но церковь Тамдруп удивляют своими значительными размерами. Как и многие другие церкви, эта церковь несколько раз перестраивалась, но уже с самого начала она строилась огромной, особенно по временам раннего Средневековья. Такую постройку в начале 12 века мог соорудить разве что епископ. Внутренняя часть церкви Тамдруп построена в стиле купольной базилики с тремя нефами и более напоминает византийский собор, чем типичную романскую церковь раннего Средневековья.

На стенах церкви сохранились фрески, которые относятся к числу старейших в Дании и напоминает фрески  в церкви в Еллинг, известной ещё благодаря камню с надписью про крещение Дании королем Харальдом синезубым. Считается, что в Харальд Синезубый был крещен в церкви Тамдруп и про это событие рассказывают изображения золотого алтаря (таким образом каменной церкви могла предшедствовать другая постройка, например из дерева).

Необычно то, что про церковь долгое время оставалась неизвестной. Церковь Тамдруп не упоминалась в поземельной книге Вальдемара от 1231 года, содержащей опись всех земель и собираемых с них налогов, принадлежавших датской короне с информацией о владельцах, размерах земель и уплачиваемых налогах. Помимо прочего книга включала около 500 наименований отдаленных населенных пунктов северной Эстонии и ныне немецкого острова Фемарн. Первое упоминание про церковь Тамдруп в письменном источнике появилось только в 1279 году с подписью Орхусского епископа Тюге (Thyge).

Удивительным образом, в настоящее время церковь находится вдали от больших городов. Но судя по значительным размерам, Тамдруп — ныне деревушка из нескольких домов, во времена викингов и раннего Средневековья мог иметь важную роль. 

Тамдруп располагается на высоком холме, но вдали от побережья. Тем не менее, к этому месту был быстрый и легкий доступ от фьорда Хорсенс по реке Ханстед (Hansted Å), которая впадает во фьорд в местечке Нёррестранд (Nørrestrand, северный берег), де археологи раскопали поселение железного века Приорслюкке (Priorslykke), защищенное земляным рвом и частоколом. В этом месте в эпоху викингов мог находится причал, и корабли поднимались дальше вверх по реке, к месту возле Лунд (Lund).

Многие топонимы населенных пунктов здешних мест относятся к эпохе викингов и раннему Средневековью. На этот факт указывают и археологические раскопки: следы от больших длинных домов треллеборг (trelleborg) и землянок в Гедвед (Gedved), Эннер (Enner), Лунд (Lund) и Оенс (Oens). Остатки глиняных изделий славянского типа и другие артефакты подтвержают время их создания — 10-11 век. В Оейнс также были обнаружены захоронения эпохи викингов. К югу от Тирстед (Tyrsted) были раскопаны кузнецы 11 века, где производились предметы из железа и бронзы. К тем же временам относятся многочисленные мастерские, раскопанные в Хаттинг (Hatting) и клад серебряных монет, найденный в Эннер (Enner). 

Почему такая большая церковь была построена именно в местечке Тамдруп, ныне почти безлюдном? Этот вопрос давно возник, а проводимые археологические раскопки предоставляют многочисленные артефакты и порождают новые вопросы. Более вероятно, что в эпоху викингов в Тамдруп было крупное поселение, городище или крепость могущего конунга. В начале 13 веке, после завершения строительства монументальной каменной церкви, постройка могла оказаться в собственности другой ветви королевской семьи. Можно предположить, что после потери церкви бывшие хозяева находили убежище в своей крепости Дростхолм, расположенном вблизи. После взятия штурмом крепостного замка, все постройки были разрушены, а про конунга — хозяина земель и строителя церкви было решено позабыть навсегда. Затем центральную роль стал выполнять Хорсенс (Horsens), в котором в эпоху викингов находился порт и проводилась сезонная торговля. Когда Тамдруп потерял свое значение, стал процветать Хорсенс,в этом городе чеканили монеты короли Свенд Грате (Svend Grathe) и Вальдемар 1 (Valdemar den Store).

 

 

Ещё одна загадка вырисовывается при рассмотрении старой карты конца 18 века. К югу от церкви обозначен округлый холм со словом Bisgård (bis — сокр. епископ, gård — горд от слова огороженный, городище или крепость). История этого места не известна. В настоящее время в этом месте находятся постройки поместья под названием Tamdrup Bisgård.

В 1983 году владелец поместья Йенс Лаурсен (Jens Laursen), который интересовался историей, определил территорию с высоким уровнем фосфатов, что положило начало для многократных археологических раскопок. Кроме того, в последние годы в исследованиях принимают участие археологи-любители с использованием металлоискателей.

 

 

К настоящему времени уже накопилось множество свидетельств того, что в Тамдруп были большие поселения, мастерские и велась активная торговля. В окрестностях Тамдруп археологи раскопали дома железного века. К тому же периоду, примерно 500 года, могут относиться и плоские тонкие пластины с чеканкой из золота — брактеат (brakteat). Одна из них была обнаружена в 2016 году между Тамдруп и бывшим поселением Кёруп (Kørup, стар. Kiörup). В 1938 году в лесу Эльбæксков (Elbækskov), на берегу фьорда Хорсенс, была найдена другая золотая пластина.

 

https://historiskatlas.dk/@55.8853700,9.7436170,16z https://historiskatlas.dk/@55.8613900,9.9364540,16zBisgård

 


Но всё же большинство артефактов относятся к последнему периоду железа — эпохи викингов и раннего Средневековья.
В 1990-х годах были раскопаны следы от двух больших домов типа Треллеборг длиной около 19 метров с местом для очага в восточной части. Дома Треллеборг обычно связывают с круговыми крепостями, т.е. относят ко временам короля Харальда и королевы Това или же к концу 11 века. Позже были раскопаны другие длинные дома, многочисленные землянки и остатки глиняной посуды славянского типа, что подтверждает датировку домов.

 

Следы домов треллеборг, раскопки 1990 г.. Ежегодник Ютландского археологического общества. KUML 2016, Årbog for Jysk Arkæologisk Selskab, Tamdrup

 


Помимо остатков глиняной посуды, пряслиц для ткачества, кузнечного шлака и точильных камней, с помощью металлоискателя были найдены многочисленные артефакты из металла, относящиеся к эпохе викингов и раннему Средневековью.
Хорсенский музей зарегистрировал много предметов для конского снаряжения, гирьки разных форм и размеров, серебряные слитки, складные весы, украшения в стиле Урнес и Рингерике, четыре амулета, фигурки или броши в виде птиц и лошадей, золотое кольцо и бронзовое кольцо-печать. Было найдено много ключей из бронзы и железа. Ключи могли предназначаться для шкатулок или небольших сундуков. Ключи были широко распространены в эпоху викингов, но количество ключей, найденных в Тамдруп, впечатляет. К числу редких находок относится крупная брошь с эмалью 5,1 см в диаметре. Похожая по стилю брошь была найдена в захоронении конца 10-начала 11 века в западной Словакии (на фото в правом нижнем углу). Необычно то, что в 2015 году был обнаружен фрагмент украшения, которого не хватало на другой части, найденной в 1984 году в поселении Хвирринг (Hvirring), расположенному в 10 км к западу от Тамдруп (на фото левый нижний угол).

 

 

Артефакты Тамдруп. Ежегодник Ютландского археологического общества. KUML 2016, Årbog for Jysk Arkæologisk Selskab, Tamdrup

 


Помимо прочего было найдено более 1300 различных монет, в числе которых были и те, что прибыли в Тамдруп из очень дальних мест: византийские, арабские, из территории ближнего Востока и средней Азии. Большинство монет были датированы концом 10 — началом 11 веков.

 

 

https://www.oestbirk-avis.dk/ny-viden-om-tamdrup-i-vikingetiden
Раскопки в Тамдруп в 2014 году

 

https://www.oestbirk-avis.dk/ny-viden-om-tamdrup-i-vikingetiden
Монеты, найденные в окрестностях церкви

 

Вне сомнения, место, где была построена церковь Тамдруп, могло выполнять роль торгового центра, а могучие и зажиточные хозяева этих земель поддерживали тесные связи с дальними странами. Эту церковь мы с семей посетили 25 августа 2024 года.

Церковь Тамдруп находится в центральной Ютландии, на пути из Скандерборга (Skanderborg) через Тамдруп, Еллинг, Рандбель-Хеде (Randbøl Hede) в Рибе (Ribe), куда согласно легенде на своем коне мчался король Вальдемар 2, узнав о болезни своей жены королевы Дагмар.

В непосредственной близости к церкви в настоящее время нет крупных городов или поселений. По дороге нам повстречалась разве что одиноко стоящая старая постройка бывшей молочной фабрики столетней давности.

 

 

Белоснежная церковь с высокой башней на высоком холме хорошо заметна со стороны дороги.

 

 

Возле церкви на флагштоке развевался флаг, и на парковке было много машин. День был воскресным. До обеда в церкви проводилась служба. Поэтому мы решили подождать окончания службы и тем времен посетить место бывшего крепостного замка Дростхолм, расположенного неподалеку.

 

 

Извилистые и волнообразные дороги вели нас через поля и луга.

 

 

Дорога провела мимо поместья «епископа». Холма, изображенного на старой карте, я не заметила. Возможно, хомл скрывался за деревьями или же был разрушен.  

 

 

На полях всё ещё сохранился волнообразный рельеф с параллельно расположенными «грядами и бороздами», характерными для сельского хозяйства средневековья. Между деревьями виднелся полуразрушенный курган.

 

 

У края дороги недалеко от построек небольшой фермы разместился мемориальный камень, установленный местными жителями в память об английских пилотах, которые в 1943 году в этом месте месте разбились на своем самолете.

 

 

 

Вдоль извилистой дороги нам встречались только одиноко стоящие дома местных фермеров. Табличка предупреждала водителей о том, что на дороге могут играть дети и призывала соблюдать осторожность. А местечко это называлось Врёндлинг (Vrønding). Название указывало на то, что в эпоху железа Врёндлинг был большим городищем.

 

 

В глубине долины, в 2-х км от Тамдруп, находилось знаменитое поселение Эннер, где в 1849 году было найдено более 300 монет эпохи викингов. Точное место, где работник фермы Андерс Нильсен нашел клад, осталось неизвестным. Судя по всему, монеты были были обнаружены во время прокладки дороги к карьеру с мергелем (известковая глина, которую использовали для улучшения качества кислых вересковых почв).

В недавнем времени в Эннер проводились археологические раскопки перед строительством тюремных зданий (fængslet), которые заменили огромный дом тюрьмы в Хорсенс. Во время раскопок были обнаружены следы домов железного века, примерно 400-550 гг. н.э., а также 22-метровых в длину домов типа Треллеборг эпохи викингов, что подтверждают находки остатков керамики славянского типа. Два дома треллеборг в Эннер существовали в то время, когда были спрятаны монеты. Поселение находилось на склоне долины, откуда открывался вид на холм, где в то время находилось городище и позже была построена каменная церковь. Вне сомнения в давние времена была определенная связь между Эннер и Тамдруп.

 

 

 

Прогулявшись в лесу, в котором ранее находился крепостной замок Дростхолм, мы возвращались назад на холм с загадочной церковью. Дорожная табличка с белой маргариткой сообщала нам о том, что мы проезжали по дороге с национальным маршрутом «Дорога маргариток«.

 

 

Со стороны дороги мы увидели, что флаг уже был был опущен, и машин на парковке осталось совсем мало. Значит служба уже завершилась, и нам оставалось только надеяться, что вход в церковь не закроют сразу. 

 

 

Кёруп (Kørup) и Врёндлинг (Vrøndling) — ближайшие поселения, вернее населенные пункты. Кёруп — это название местечка посреди пустырей, в котором в настоящее время строится новый жилой квартал. Врёндлинг — это деревушка из нескольких ферм, мимо которой мы недавно проезжали.

 

 

Мы остановили машину на большой парковке, устроенной возле входа на территорию церкви. В глубине открывался вид на холм с полуразрушенным курганом на вершине. 

 

 

На остатках кургана точал гранитный столбик. Это означало то, что курган получил охранный государственный статус ещё до 1937 года, когда был введен закон об охране всех видимых памятников археологии. Гранитные столики с буквами FM устанавливались на тех археологических объектах, где были обнаружены особенно ценные артефакты.

 

 

Мы открыли кованую калитку и зашли на территорию церкви с большим кладбищем.

 

 

В самом центре расположилась церковь Тамдруп, которая внешне вполне напоминала многие другие датские церкви. Время строительства каменной постройки относится примерно к 1120 годам и было определено на основе дендрологического анализа деревянной рамы окна, найденного во время ремонта. Таким образом церковь Тамдруп относится к числу старейсих церкей Дании. На территории кладбища возле ограды были обнаружены более давние захоронения, на основе чего ученые предполагают, что каменной церкви предшествовала деревянная постройка.

 

 

Стены каменной церкви построены из известкового туфа травертина. Очевидно, что во времена раннего Средневековья эта известковая порода была в достаточном количестве, потому что нередко использовалась для строительства. Так из травертина была построена старая церковь Венг, в Лисбьерг и колонны в склепе церкви Богоматери в Орхусе.

Во второй половине 15 века церковь Тамдруп после перестройки приняла нынешний вид. Над старым зданием церкви появилась новая скатная крыша. Было пристроено крыльцо, а завершением фронтона стал ступенчатый щипец с характерными ступенчатыми формами по краям. На западной части была пристроена башня с колоколом, которая позже несколько раз перестраивалась, на что указывают железня заклёпки не стенах. Последний раз башня была перестроена в 1779 году, на что указывает дата, указанная на самой вершине высокой пристройки. 

 

 

С восточной стороны по обеим сторонам нефа сохранились основания от двух апсид — полукруглые окончания святилища.

Несмотря на перестройку, на стенах церкви можно рассмотреть старые элементы декора с колоннами и замурованными удлиненными окошками. 

 

 

 

Большое окно на восточной части здания, где ранее была пристроена апсида, было вставлено в 1809 году и заменено на новое в 1934 году.

 

 

На кладбище бросилось в глаза большое количество захоронений с чугунными крестами клеверообразной формы (kløverkors).

 

 

На стене церкви сохранились следы от замурованной двери для женщин.

 

 

Огромная территория церкви окружена каменной оградой, через которую и в нескольких местах сделан вход с коваными калитками.

 

 

Ещё до начала нынешнего тысячелетия со стороны лесочка с бывшим замком Дростхолм, который виделся в глубине, местными жителями была протоптана тропинка. Теперь же вход в церковь единый, и от тропинки осталось лишь название «церковная тропа» (kirkestien). 

 

 

 

Церковь Тамдруп является второй по величине провинциальной церковью в Дании, больше которой разве что церковь Вестервиг на западном побережье Ютландии в Тю (Vestervig kirke, Thy). Не только размер самой церкви, но размер окружающей территории довольно значителен. Кроме того, с этого места открывается прекрасный панорамный вид, разве что высокие деревья в некоторых местах ограничивают обзорный вид, который в давние времена мог иметь стратегическое значение. Не в этом ли месте располагалось городище конунга и святилище, наподобие городища в Лисбьерг?

 

 

С холма, на котором расположилась старая церковь, открывался вид на другой холм, с курганом на вершине. 

 

 

В небе парил красный коршун.

 

 

 

Вход в церковь вел через крыльцо. У входа разместился чашечный камень, а на пороге двери лежали гранитные плиты с едва читаемым текстом.

 

 

 

Внутри крыльца разместились старые могильные плиты из гранита. Судя по сильно стертому тексту, плиты ранее могли лежать на полу церкви.

 

 

Мы зашли внутрь церкви. Сразу бросились в глаза сводчатые потолки и колонны. Внутри план церкви с трехнефной базиликой не похож на большинство классических старых церквей Дании. Продольный разрез церкви напоминает Собор Святой Софии в Константинополе (532-537 гг.). Базилика (от старорусского слова божелика или божница) — это тип строения, состоящий из нечетного количества нефов. Обычно в центре — большой и по бокама нефы размерами поменьше.

 

План церкви Тамдруп с трехнефовой базиликой. Иллюстрация из книги «Гид средневекового округа Вайле», 1999

 

Иллюстрация Эйгила Холм из брошюры, которую я взяла в церкви, наглядно демонстрирует перестройку православного храма в католическую церковь в 15 веке.

 

С левой стороны представлена иллюстрация старой церкви — базилика с тремя апсидами в 12 веке. Рядом — внешний вид церкви после перестройки в 15 веке. На правой стороне продемонстрирована перестройка внутренней части церкви. Самая старая церковь представляла собой деревянный неф с низкими колоннами, поддерживающими стены центрального нефа. Их останки до сих пор можно увидеть над сводами. В 15 веке были удалены каждая четырехгранная вторая колонна, осталась только одна. После перестройки колонны стали поддерживать своды. В это же время были вставлены новые удлиненные окна в готическом стиле. На сводах просматриваются следы от старой церкви. В одном из них во время ремонта была обнаружена закрашенная деревянная рама, на изучении которой и было установлено время строительства первой каменной церкви в 12 веке.  

После после Реформации в 16 веке, церковь стала протестантской и были добавлены, соответственно, новые элементы внутреннего декора.

 

 

План церкви имеет определенное сходство с некоторыми церквями, сооруженные в 11 веке: собор в Роскильде (Roskilde Domkirke), а также церковь Богоматери в Роскильде (Vor Frue Roskilde), в Рингстед (Ringsted), Венг в Скандерборг (Veng, Skanderborg), Борум в Сабро (Borum, Sabro), Слагельсе (Slagelse). Первоначально церковь Асмилд в Виборге (Asmild kirke, Viborg) имела похожий план, но позже была значительно перестроена.

 

 

 

Многие детали внутреннего убранства напоминают другие старые церкви Дании — орган, модель парусного корабля, помпезные люстры, кафедра в стиле барокко, длинные ряды деревянных скамеек, на которых может разместиться до 400 прихожан. 

 

 

Модель корабля появилась в церкви в 1937 году. Это копия фрегате «Русалка» (Havfruen) с 32 пушками от 1825 года.

 

 

Центральный неф базилики, ведущий к алтарю.

Латунные люстры в стиле, характерном для многих датских церквей в 17-20 х веках, и предназначались для освещения свечами.

 

 

На одной из стен из-под толстого слоя штукатурки реставраторы обнаружили часть старой фрески, которая  напоминает мотивы церкви, украсившие стены церкви в Еллинг. Часть фресок реставраторы оставили в неизмененном виде, поэтому сложно что-то рассмотреть.

 

 

После реставрации стали видны изображения. Эти фрески относится к числу самых старых, сохранившихся в датских церквях.

В центре изображен Бог с благословляющей рукой, по бокам — Авель (Abel)  и Каин (Kain).

 

 

Другие росписи появились намного позже и по стилю напоминают фрески 15 века, которые встречаются во многих других старых церквях. Это совпадает примерно со временем перестройки церкви в 1460-х годах. Фрески на стенах и куполе алтаря изображают библейские сюжеты.

 

 

 

Кафедра в стиле ренессанса выполнена из дерева примерно в 1625 году и разукрашена так, что издалека колонны напоминают мрамор. Картины нарисованы художником В. Фьелдсков (W. Fjeldskov) примерно в 1873 году.

 

 

Возле алтаря разместилась гранитная купель, украшенная незамысловатыми узорами с резными листьями, львом, быком, птицей и крылатым ангелом, держащим какой-то предмет прямоугольной формы. Считается, что изначально узоры были раскрашены в разные цвета. Купель выполнена из двух гранитных блоков. Верхняя часть глубокая, потому что раньше детей окунали в воду при крещении. 

 

 

Самым же примечательным убранством церкви является алтарь, состоящий из 29 медных пластин с позолотой. Эти пластины были обнаружены под толстым слоем белой штукатурки во время ремонта церкви в 1870 году. Оригинальные пластины хранятся в Национальном музее в Копенгагене, а в церкве Тамдруп — копии. На пластинах изображены мотивы библейские и деяния Иисуса. В центре — пластина с Христом как правителем мира. Особое внимание заслуживают семь пластин с мотивами, которые напоминают легенду о крещении короля Харальда Синезубого (Harald Blåtand) священником Поппо (Poppo). Согласно легенде именно Поппо убедил короля Харальда в том, что истинный бог един и языческие божества являются демонами. Сделал это он, одев раскаленную железную перчатку, сняв которую рука осталась невредимой. Это чудо убедило Харальда и он позволил себя крестить, а затем обратил в христианство своих подданных и об этом написал на рунном камне в Еллинг.

Церковь Тамдруп — единственное место, где изображены мотивы этой легенды, имеющей решающее значение в истории про христианизацию Дании. О том, что Поппо держал раскаленный жезл повествовал германский летописец Викидунг (Widukind), живший в одно время со священником Поппо и королем Харальдом Синезубым. Про железную перчатку Викидунг не упоминал. Похожую легенду написал и датский хронист Саксон Грамматика (Saxo Grammaticus), живший примерно в 1150 -1220 годах. Саксон Грамматика создал свое сочинение «Деяния датчан» (Gesta Danorum) по указанию архиепископа Абсалона. В его трактовке появляется деталь про раскаленную железную перчатку. Кроме того, его версии крестил не Харальда Синезубого, а его сына — Свенда Вилобородого (Svend Tveskæg).

 

 

 

Таким образом даже самые авторитетные источники, на которых строится фундамент древней великодаткой истории с самой старой монархией Европы, противоречат друг другу. Почему на рунном камне Еллинг упоминается Харальд, а не Свенд? Странно и то, что по версии текста на камне из Еллинга Харальд крестил только Норвегию и кусочек датской территории (tanmark, tan — название рода или династии, mark — поле), не были упомянуты южные территории, например в Мекленбург, где Харальд много строил. К тому же, именно там он получил убежище в последние годы жизни. Значит ли это, что балтийские славяне к тому времени уже были христианами, а не язычниками?

Но даже, если опустить вопрос на тему кто, кого и когда крестил, остается непонятным почему и когда алтарь монументальной церкви, построенной как легитимизация королевской власти Дании, был замазан толстым слоем белой штукатурки. Кто, когда и почему посмел надругаться над реликвией со свидетельством зарождения христианства и самой древней монархии Европы? А что насчет знаменитых замков и домов треллеборг, которые согласно историкам строил могучий Харальд? Про них тоже ничего не упоминается в письменных источниках.

Самые древние крупные поселения возле церкви Тамдруп относятся в эпохе викингов и самого раннего Средневековья. После чего огромная церковь находилась вдали от крупных поселений. Почему не возникли новые поселения возле огромной церкви, и была забыта огромная церковь Тамдруп? С другой стороны, непонятно почему церковь была сохранена, в то время когда многие церкви из-за малого количества прихожан разрушали, а материалы использовали для строительства или перестройки других церквей? Но не в Тамдруп. Значит были прихожане, которые добирались издалека, или пилигримы. Возможно, что они поддерживали церковь и не позволили её разрушить. Но тогда непонятно, кто и на какие средства в 15 веке производил крупномасштабную и очень дорогостоящую перестройку отдаленно стоящей церкви. Об этом тоже не ничего не известно. Церковь, которая согласно истории зарождения датского королевства и христианства сыграла ключевую роль, нигде не упоминается. Вопросы, на которые невозможно получить вразумительные ответы, опираясь на трактовки современных историков-маркетологов, можно только продолжать. Прямо как из Гамлета: неладно что-то в королевстве датском.

 

 

 

 

Видео в церкви Тамдруп >

 

 

Фото и видео 25 август 2024

Tamdrup Kirkevej 1, 8700 Horsens, Danmark

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.