Ютландская национальная галерея

Ютландская национальная галерея (дат. Det Jyske Nationalgalleri) — так звучит новое название музея Йорн (дат. museum Jorn) города Силькеборг, расположенного в центральной части датского полуострова Ютландия. Новое название музей современного искусства получил временно, чтобы привлечь более широкое внимание. Об этом журналистам местной газеты рассказал директор музея Якоб Таге. По его мнению новое название помимо прочего следует рассматривать как провокацию. При этом он выразил надежду на то, что музей получит национальный статус и временное название станет постоянным.

 

Музей Йорн 5 июл. 2022

 

В музее Йорн находится около 30 000 произведений современного искусства более 600 датских и зарубежных художников. Музей получил имя датского художника Асгер Йорн (Asger Jorn, 1914-1973), который предоставил музею многие свои работы, а также произведения других художников из своей личной коллекции. В музее Йорн также хранятся работы другого известного датского художника — Пер Киркебю (Per Kirkeby, 1938 — 2018).

Музей Йорн относится к числу сильно раскрученных датских музеев. Об этом свидетельствуют рекламные щиты коричневого цвета, установленные на автотрассе у въезда в город Силькеборг. Мимо этих реклам я проезжала тысячи раз, но откровенно говоря, у меня не появлялось желание посетить этот музей.

В моем понятии современное искусство стало деградировать. Если в прошлые времена главной целью искусства было стремление к прекрасному и совершенному, то во времена настоящие искусство становится каким-то бессмысленным, непристойным, скандальным или просто омерзительным.

При этом я не желаю вешать этот ярлык ко всем произведениям современного искусства. Я понимаю, что в настоящее время ценится не следование классическим традициям в живописи и скульптуре, а умение расширить горизонт нашего воображения и использовать новые форм творчества. Я действительно нахожу очень интересными некоторые работы современных деятелей искусства. Меня восхищают многие работы художников, работающих в области стрит-арт, и творцы песчаных скульптур. Очень интересные работы я наблюдала и в небольших частных галереях малоизвестных датских художников в Дании. Однако посещение многих известных и широко раскрученных музеев современного искусства у меня как правило вызывают разочарование и сострадание к искусствоведам-экспертам, которые присвоили себе давать оценку и навязывают остальным свое мнение.

Понятие «современное искусство» стало очень широким и неопределенным. Любой ребенок, только научившись держать в руке карандаш или кисточку уже может что-то намалевать. Первые каракули моего маленького сына у меня вызывали неимоверный восторг. Однако когда что-то подобное малюют взрослые дяди или тети, чувства у меня возникают совсем противоположные. Особенно, когда каракули и бессмысленная мазня художников, не умеющих рисовать, выдаются за шедевр современного искусства благодаря деформированным критериям оценки искусства и навязчивой раскрутке. Продвижение серости, упрощений, извращений и бессмысленности в итоге искажает и само понятие современного искусства, потому что разрушает творческое начало и увеличивает количество мастеров пиара.

 

Музей Йорн Jorn (Museum Jorn), Силькеборг, Дания. Фото 7 июня 2020

 

О творчестве известного датского художника Асгер Йорн я узнала несколько лет назад, когда в 2006 году в канон датской культуры (дат. Kulturkanonen), представляющий из себя список основополагающих произведений искусства и культурных ценностей Дании, была включена его картина под названием «Сталинград». Этот шедевр сейчас находится в коллекции музея, получившего временное название «Ютландская национальная галерея». В 2013 году картина была отреставрирована, это был еще один подходящих повод для раскрутки шедевра в средствах массовой информации.

По словам самого художника, на создание этой картины его вдохновили рассказы одного из его друзей, который был свидетелем Сталинградской битвы. Работал над своей картиной датский художник много лет. Он начал творить в 1957 году и закончил в 1960. Картина создавалась для спонсора художника и по его усмотрению Йорн добавил еще множество мазков. Самое же замечательное произошло, когда картину удалось представить на выставке в Амстердаме и Сиэтле. Таким образом это произведение уже получило интернациональное признание. И как говориться, теперь уже «Остапа понесло». Картина «Сталинград» стала особенна дорога Йорну. Он выкупил ее назад и добавил еще множество мазков, а потом в 1966 году подарил свою мазню музею г. Силькеборг, позже названный его именем — музей Йорн, а теперь уже это —  Ютландская национальная галерея.

Но и на этом художник не остановился. Йорн продолжал совершенствовать интерпретацию реальных исторических событий. По словам художника над образом Сталинградской битвы он был готов работать всю оставшуюся жизнь. Последний мазок на картине Йорн сделал в 1972 году. 

Можно только гадать и догадываться, что художнику нарассказывал его друг — свидетель битвы под Сталинградом. Возможно, что посетив Мамаев курган, у Йорна наступило бы настоящее прозрение. Тем времен картина датского художника очень наглядно отражает уровень знания и понимание большинства жителей датского королевства о событиях второй мировой войны.  

 

stalingrad

 

Имея некоторое представление об одном из самых ярких экспонатов музея Йорн, у меня никогда не возникало особого желания посетить это заведение. И все же, в один прекрасный день, а именно — 8 июля 2022 г., я направилась в музей. Это произошло совершенно случайно. В этот день я была в городе Силькеборг по работе и назначенная встреча была отменена. Парковка, где я остановила машину, находилась недалеко от музея, и поэтому, пользуясь случаем, я все-таки решила туда зайти.

Одну из стен музея украшала копия картины, которая находится в музее «Ютландская национальная галерея» и по словам директора музея является национальным достоянием. Цыпленок, намалеванный датским художником Йорн, стал очень известным, т.к. получил признание со стороны экспертов-искусствоведов. Значимость и ценность картины с цыпленком увеличилась многократно после раскрутки в средствах массовой информации случая, когда в конце апреля 2022 г. некий посетитель нарисовал фломастером прямо на самом произведении искусства. Директор музея назвал этот инцидент актом вандализма и согласился с тем, что «прорекламировать себя, уничтожив что-то другое, — это вообще ужасно«.

Заголовок статьи звучал так: «Вандализм в отношении известного произведения искусства: разрисована картина Йорна». Акт вандализма был зафиксирован системой видеонаблюдения музея, а сам вандалист был арестован. По словам директора музея, в музей пришла группа из трех-четырех человек, один из которых был журналистом и имел пресс-карту. Можно вполне представить, что данным инцидент был инициирован для привлечения внимания общественности к картине с цыпленком и к музею в целом. Но это уже не суть дела, когда большинство людей читают только заголовки. Уже на следующий день появилась статья с заголовком, который сообщал о том, что «Реставраторы пытаются спасти картину Йорна«.

 

Ютландская национальная галерея - Музей Йорн Jorn (Museum Jorn Det Jyske Nationalgalleri), Силькеборг, Дания. Фото 8 июля 2022

 

Я направилась ко входу в музей. Во дворе стояло что-то недоделанное и напоминало детскую леплю из пластилина. Но внимание сразу перенеслось на стену с копией ангелочков с картины Рафаэля, которая по праву относится к вершине классического искусства. Этот факт у меня на какой-то момент придавил и сомнения, и скептицизм. «Ну конечно, ведь теперь это национальная галерея и другой уровень»: я мысленно подумала.

 

Ютландская национальная галерея - Музей Йорн Jorn (Museum Jorn Det Jyske Nationalgalleri), Силькеборг, Дания. Фото 8 июля 2022

 

Меня возмутило, что какой-то недалекий хулиган осмелился надругаться над тем, что на протяжении столетий восхищало и волновало сотни миллионов людей. И расстроило то, что сотрудники «национальной галерее» ещё не успели смыть это безобразие.

 

Ютландская национальная галерея - Музей Йорн Jorn (Museum Jorn Det Jyske Nationalgalleri), Силькеборг, Дания. Фото 8 июля 2022

 

Однако, направляясь ко входу в музей, я обратила внимание на флагштоки-парусы и я с огорчением поняла, что над вершиной классического искусства надругался отнюдь не какой-то гопник с улицы, а сами же музейные искусствоведы.

 

Ютландская национальная галерея - Музей Йорн Jorn (Museum Jorn Det Jyske Nationalgalleri), Силькеборг, Дания. Фото 8 июля 2022

 

Ютландская национальная галерея - Музей Йорн Jorn (Museum Jorn Det Jyske Nationalgalleri), Силькеборг, Дания. Фото 8 июля 2022

 

Что этим хотели продемонстрировать сотрудники «Национальной галереи»? Поставить на один уровень картину «Сикстинскую мадонну» и «Цыпленка» — совершенство и мазню? Или же это очередная пошлая пиар-кампания, паразитирующая на том, что было создано воистину великими творцами, с целью заманить людей в музей? Скорее всего и то и другое.

И опять и снова — и уже ничего не ново. Всё по обычному сценарию, когда пустое и бессмысленное в «престижных» музеях продвигается методом постоянной подпитки в виде омерзительных провокаций и оскорблений.

С другой стороны, если размалевать произведение искусства могут себе позволить высокопоставленные эксперты-искусствоведы, то что можно ожидать от обычных людей, для которых они являются авторитетами?

 

Ютландская национальная галерея - Музей Йорн Jorn (Museum Jorn Det Jyske Nationalgalleri), Силькеборг, Дания. Фото 8 июля 2022

 

И образовалась непроходимая стена. То, что мне пытались выдать за провокационную рекламу, вызвало у меня лишь отторжение и желание принять душ.

 

Ютландская национальная галерея - Музей Йорн Jorn (Museum Jorn Det Jyske Nationalgalleri), Силькеборг, Дания. Фото 8 июля 2022

 

В музей я так и не дошла, я развернулась и ушла.

 

Ютландская национальная галерея - Музей Йорн Jorn (Museum Jorn Det Jyske Nationalgalleri), Силькеборг, Дания. Фото 8 июля 2022

 

 

Первая фотография сделана 7 июня 2020, остальные — 8 июля 2022 г.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.