Кинго и Хризиллис (Kingo og Chrysillis) — название небольшой музыкальной постановки, которую я посетила 6 июня 2024 г. в Орхусском соборе. Кинго — это имя датского епископа в Оденсе Томас Хансен Кинго (Thomas Hansen Kingo, 1634 — 1703), одного из самых известных авторов церковных гимнов. Писал он и светские стихи. Самым известным стало стихотворение «Хризиллис» (Chrysillis ), посвященное своей жене Силле Балкенборг (Sille Balkenborg). «Хризиллис — ты мое золото со всего мира» (Chrysillis, du mit verdens guld) — звучит строка из стихотворения, получившего в свое время большую популярность, судя по большому количеству сохранившихся копий 17 века. Имя героини Хризиллис имеет греческие корни и означает «золото». Стихотворение написано в популярном во времена барокко стиле пастушеской поэзии — пастораль (фр. pastorale — пастушеский, деревенский), идеализирующий мирную и простую сельскую жизнь в виде иносказаний и аллегорий. На текст стихотворения были положены и различные мелодии в стиле барокко — динамичные, контрастные, танцевальные.
Эпоха Барокко стала темой фестиваля, проводимого в Орхусе с 5 по 9 июня 2024 года, а музыкальная постановка «Кинго и Хризиллис»- одним из репертуаров праздничной программы фестиваля.
В Дании эпоха Барокко преобладала в 1630-1700-х годах и проходилась на времена правления королей Кристиан 4 (1577- 1648) , Фредерик 3 (1609-1670) и Кристиан 5 (1646-1699). Барокко приходит на смену эпохи Возрождения или Ренессанс и ассоциируется с помпезностью, строгостью и абсолютизмом. Абсолютная власть в Дании была введена в 1660 году Фредериком 3 и продлилась до 1849 года. Именно Фредерик 3 стал одним из героев музыкального произведения «Кинго и Хризиллис», вернее самым главным героем — ведь он предоставил себе неограниченную законодательную и исполнительную власть в королевстве датском.
На представление «Кинго и Хризиллис» я оказалась совершенно случайно. Я была в Орхусе по работе и по этому случаю, имея в запасе время, решила прогуляться в центре города. Я прошла мимо здания бывшего банка, на месте которого были обнаружены свидетельства поселения времен викингов, и в подвале расположился музей. Здание банка долгое время находилось в ремонте и теперь в нем расположился ювелирный магазин. Возле здания польские рабочие, судя по их говору, прокладывали какие-то кабели.
Затем я походила мимо Орхусского собора, расположенного рядом. Я бы и прошла пошла дальше, если бы не заметила у входа в собор нарядно одетых артистов в одеждах второй половины 17 века — женщины в париках, в платьях с декольте, с узкими талиями, с рюшами и драпировками. Во время спектакля я выяснила, что это были Силле (или Хризиллис, как ее любовно называл Кинго) и ее подружка Селине. Священник Кинго носил темного цвета длинную одежду с белым гофрированным воротником из накрахмаленной ткани, плотно охватывающим шею. Мужчина в туфельках на каблуках с белым париком и широкой шляпой, в одежде с пышными кружевными воротниками и манжетами, выполнял роль самого единовластного короля Фредерика 3 с длинным титулом — Милостью Божией король Дании и Норвегии, Вендоров и Готов, герцог Шлезвиг, Гольштейн, Штормарн и Дитмаршен, граф Ольденбург и Дельменхорст.
Артисты Орхусского театра пели песни, а тем временем в собор входили люди разных возрастов, подростки, пожилые и женщины с колясками и маленькими детьми. Все шли, и я зашла из праздного любопытства, и оказалась на представлении, которое к тому же было ещё и бесплатным.
Орхусский собор относится к 12 веку и был построен на невысоком холме, на котором ранее могло находиться святилище. За долгие годы существования Орхусская церковь, позже ставшая собором, много раз достраивалась и перестраивалась. Поэтому в соборе сохранились элементы декора различных эпох, включая резные и богато украшенные эпитафии, особенно популярные в эпоху барокко.
Музыкальное представление проводилось в центральной части собора возле кафедры, выполненной в 1588 году в стиле Ренессанса. Довольно необычно расположение, тогда как кафедры обычно располагаются ближе к алтарю. Однако неф Орхусский собор настолько длинный, что звук из одной части собора до другой доходит с задержкой в несколько секунд. Поэтому и кафедру были решено разместить в центре. Поэтому и скамейки размещены в сторону к кафедре. Самый же лучший вид на кафедру — со стульчиков за резной перегородкой, выполненной в 1587 году. Это место предназначено для гостей самых важных, как королева Маргрете 2 , ее сын — король Фредерик 10 и других членов королевской четы.
На время же представления «король Фредерик 3» поднялся на кафедру Орхусского собора. Зазвучали слова из хорошо известной всем датчанам песни «Король Кристиан стоял у мачты холма, окутанный дымом и паром» (Kong Christian stod ved højen mast i røg og damp). Мелодия этой песни исполняется каждый год после новогоднего поздравления королевы Маргрете 2.
Эта песня была однако написана в 1779 году, во времена правления безумного короля Кристиана 7, но песня воспевала короля Кристиана 4 — одного из самых знаменитых датских монархов.
«Стоп, стоп», воскликнул Фредерик 3, — «эта песня написана для моего отца. Да, он построил Круглую башню (Rundetårn), дворец Розенборг (Rosenborg Slot) и Бёрсен (Børsen), но потерял Швецию. Теперь 1648 год и я — король».
Король Кристиан 4 действительно прославился градостроительной деятельностью. Он ещё ещё построил Регенсен (Regensen), основал город Кристианстад (Kristianstad) в нынешней Швеции и город Христиания (Christiania), ныне Осло — столица Норвегии. Кристиан 4 к тому же основал исландскую, гренландскую и датскую Ост-Индские торговые компании, приобрёл первую датскую колонию Транкебар в Индии. Но многочисленные войны и широкомасштабные строительства привели к ухудшению финансового положения страны, росту налогов и усилили недовольство населения.
Несмотря на то, что Кальмарский союз прекратил свое существование еще в 1523 году, датские короли всё ещё имели некоторые земли нынешней Швеции и продолжали мечтать о владении тремя северными королевствами. Шведские короли взаимно. В период 1563-1720 годов «братские нации» Дания и Швеция семь раз вели друг с другой войны. Многочисленные войны, длительное соперничество со Швецией, войны в заморских колониях, большой флот, армия и наемные профессиональные солдаты были очень дорогостоящими мероприятиями. Согласно историкам, в то время Дания была одной из самых милитаризованных стран Европы.
Хризиллис вдруг чихнула, чем очень напугал свою подружку. «Только бы не чума», испугалась Селине. Ведь в те времена всё еще возникали вспышки чумы, которой боялись как огня. Но на этот раз чих был просто от холода. Но всё равно очень страшно. Зимы в середине 17 века были холодными. Особенно зима 1657-58 годов, когда замерз пролив Малый Бельт и шведские войска под предводительством короля Карла 10 беспрепятственно прошлись по льду из Ютландии на Фюн и Зеландию.
Летом 1658 года шведская армия осадила Копенгаген. При этом Фредерик 3 отклонил предложение своих советников покинуть город, поклявшись «умереть в своем гнезде», и потому король завоевал себе симпатии народа. В свою очередь жители Копенгагена объявили о своей преданности королю и намерении защищать город до конца. Последующее поражение шведского флота в проливе Зунд и заключение Копенгагенского мира в 1660 году, согласно которому Дания возвратила часть потерянных земель, нa короткий срок сделали Фредерика 3 самым популярным человеком королевства.
Но страна стояла в разрухе и счет за войны нужно было платить. Дворянство было освобождено от налогов с тех времен, когда главной военной силой были всадники в кольчугах на коне. Но рыцари уже перестали быть самой важной частью армии. С другой стороны, дворянство не особо охотно поддерживало военные проекты короля. В то же время возросло экономическое значение торговцев, которые зарабатывали на поставках для военных действий и король задолжал им значительные суммы.
Пользуясь безграничной популярностью среди своего народа, Фредерик 3 в 1660 году совершил государственный переворот, отменив старую форму правления с государственным советом, состоявшим из представителей высшей аристократии, избиравшихся короля и ограничивающих его власть. Фредерик 3 объявил себя не «избираемым», а «наследственным» монархом. В январе 1661 года эта новость распространилась по королевству датскому.
Селине, Кинго и Хризиллис вздрогнули, народ стал испуганно засуетился, но вскоре все затихли.
Высшие сословия довольно безболезненно утвердили за Фредериком 3 неограниченную верховную власть. Единственные требования к королю стали следующие: король не мог отказаться от своей власти, он должен исповедовать лютеранство о не мог делить страну среди своих детей. Государственный переворот прошел мирно.
Самодержавие означало модернизацию государственной власти, и король получил возможность нанимать на исполнительные должности лояльных к себе людей. Своим положением был обязан королю и Кинго, ставший епископом в Оденсе, а потому и был лояльным, что подчеркивал в своих многочисленных гимнах, посвященных Фредерику 3.
Теолог Томас Кинго шотландского происхождения родился в Дании в 1634 году в Слангеруп (Slangerup) и сдал свой последний экзамен на государственную службу в 1658 году, за год до штурма Копенгагена шведами. Вскоре после этого он стал наставником сначала у управляющего поместьем в замке Фредериксборг (Frederiksborg), позже в Рудс Ведбю (Ruds Vedby), а в 1661 году он поступил на работу капелланом к священнику Педер Ворм в Кирке Хельсинге (Peder Worm, Kirke Helsinge). Там он и познакомился с женой священника, дочерью норвежского ректора Силле, которая и стала прообразом Хризиллис в одноименном стихотворении.
В сюжете стихотворения Христиллис была выдана замуж за человека, которого не любила. Она безнадежно была влюблена в молодого пастуха Миртилло. Хризиллис и Миртилло стали явно драматизированной историей про Кинго и Силле, которые заключили договор взаимной любви, но знали, что никогда не смогут быть друг с другом.
Но всё же счастье обрели и безнадежно влюбленные Кинго и Христиллис. В 1668 году Томасу Кинго пришлось взять на себя управление хозяйством и домом священника, умершего от старости. По традиции он также должен был жениться на вдове священника. Молодым священникам часто приходилось брать себе в жены старых вдов священников. Но на этот раз вдова Силле Балкенборг была молодой, невероятно красивой и ко всему прочему, влюбленной в Томаса Кинго.
В июле 1669 года состоялась свадьба. Кинго и Христиллис были безгранично счастливы. Но длилось счастье недолго. Прошло лишь полгода семейной жизни, как Христиллис покинула навечно мир земной.
Помогла ли блестящая карьера и известность Кинго избавиться от мыслей о потери своей «золотой» Хризиллис? Об этом история умалчивает. Лояльность к Фредерику 3 по наследству перешла и последующему королю Кристиану 5.
Многие ныне живущие люди задаются вопросом: «Стала ли абсолютная монархия историческим шагом назад, особенно когда абсолютный король утверждал, что его поставил Бог?» По мнению датских историков абсолютизм стал закономерным развитием датского общества и имел многие преимущества. Так сильная королевская власть предоставила значительные политические и экономические возможности зажиточным торговцам и владельцам капитала. Также король смог обеспечить большее единообразие в законодательстве и администрировании для удовлетворения буржуазии, желающей модернизации общества.
Тем не менее ставка на владельцев капитала не смогла в конечном итоге вывести Данию из порочного круга. Приток ресурсов из заморских колоний и работорговля лишь на время повысили благосостояние королевства датского. Так уж получилось, что «модернизация общества», войны со братьями-шведами и потери земель положили начало черной полосе развития, которая за 300 лет превратила Данию из региональной сильной державы в незначительное маленькое государство. Но не угасают мечты о бывшем величии и былой военной мощи.
Видео музыкального представления «Кинго и Хризиллис» >
Фото и видео сделаны в Орхусском соборе 6 июня 2024
Исполнители музыкальной пьесы «Кинго и Хризиллис»:
Seline Laugesen — сопрано, Alberte Roesdahl — альт, Rasmus Beyer — тенор, Mikkel Thomsen — бас, Niels Jørgen Munk Møller — орган.